ЛГТУ
 mailbox@stu.lipetsk.ru
398600, Россия, г. Липецк, ул. Московская, д.30

Направление подготовки: 090304 «Программная инженерия»
Квалификация (степень): бакалавр
Профиль подготовки: «Разработка программно-информационных систем»

Формула профиля подготовки

Выпускники – специалисты-разработчики программных систем различного назначения, владеющие современными технологиями и средствами разработки, языками программирования. Способны решать задачи, относящиеся ко всем этапам разработки программных систем, включая: анализ и документирование требований, проектирование архитектуры и отдельных компонентов системы, программирование, тестирование, внедрение и сопровождение. Владеют навыками разработки распределенных систем и web-приложений.

Могут работать системными аналитиками, архитекторами, программистами в ИТ-компаниях, специализирующихся на разработке программных систем, в отделах разработки информационных и программных систем крупных предприятий.

Направление подготовки «Программная инженерия» – новое для российского высшего образования. Подготовка специалистов по направлению «Программная инженерия» ориентирована на квалификационные требования профессиональных стандартов по профессиям программист и системный архитектор.

2009 год – приказом Министерства образования РФ утверждено направление подготовки «Программная инженерия» и Федеральный государственный образовательный стандарт направления «Программная инженерия».

2011 год – первый набор на бакалавров по направлению «Программная инженерия» (ПИ-11).

Структура образовательной программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направления 090304.

ФГОС предусматривает планирование учебной работы студентов в зачетных единицах трудоемкости (зет). 1 зет соответствует 36 академическим часам и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студентов. Трудоемкость 1 года обучения составляет 60 зет, соответственно 1 семестра – около 30 зет.

Срок обучения по очной форме – 4 года.

Общая трудоемкость образовательной программы – 240 зет.

Согласно требованиям ФГОС предусмотрены дисциплины по выбору студента.

Образовательная программа включает следующие основные блоки и модули:
1. Гуманитарный блок (29 зет)
2. Экономический блок (9 зет)
3. Математический блок (38 зет)
3.1.   Модуль «Фундаментальная математика» (21 зет)
3.2.   Модуль «Прикладная математика» (17 зет)
4. Профессиональный блок (124 зет)
4.1.   Модуль «Теоретические основы информационных технологий» (19-22 зет)
4.2.   Модуль «Основы программирования» (32-38 зет)
4.3.   Модуль «Программная инженерия» (19-28 зет)
4.4.   Модуль «Архитектура и эксплуатация информационных систем» (30-33 зет)
4.5.   Модуль «Проблемно-ориентированные программные системы» (до 12 зет)
4.6.   Модуль «Управление и системотехника» (8-11 зет)
5. Общетехнический блок (14 зет)
6. Научно-исследовательская работа (6 зет)
7. Физическая культура (2 зет)
8. Практика (8 зет)
9. Итоговая государственная аттестация (8 зет)

Профессиональный блок составляет более 50% от всей трудоемкости образовательной программы. Студенты ПИ изучают:

  • Математический аппарат информационных технологий: графы, множества, автоматы.
  • Языки программирования и технологии разработки программных систем: C, C++, C#, VBA, SQL, DirectX, Java, ASP.NET, .Net Framework.
  • Технологии проектирования программных систем: DFD-диаграммы, ER и UML модели.
  • Методологии разработки программных систем: Agile, RUP, Scrum.
  • Сетевые технологии: Ethernet, Wi-Fi, TCP/IP, RIP, OSFP, DHCP, DNS, Active Directory, WEB, E-Mail, Proxy, Firewall.
  • и многое другое…

На старших курсах студенты выполняют курсовые работы/проекты, направленные на формирование навыков самостоятельной разработки элементов информационных систем и систем автоматизации:

  • Разработка информационной системы на платформе Oracle.
  • Разработка информационной системы на платформе Microsoft.
  • Разработка многопоточных приложений.
  • Анализ и моделирование бизнес-процессов.
  • Оптимизация бизнес-процессов.
  • Разработка web-приложения.

Итогом обучения в бакалавриате ПИ является подготовка выпускной квалификационной работы, связанной с разработкой распределенной информационной системы.

При освоении профессиональных дисциплин образовательной программы задействуются лаборатории кафедры АСУ и факультета автоматизации и информатики:

  • Лаборатория компьютерных сетей ФАИ
  • Лаборатория разработки автоматизированных систем
  • Лаборатория схемотехнических комплексов
  • Лаборатория АСУ реального времени
  • Лаборатории персональных ЭВМ
  • Лаборатория САПР
  • Лаборатория АСУ производством

Студенты получают навыки профессионального использования специализированного программного обеспечения:

  • Средства проектирования и разработки приложений:
    • Microsoft Visual Studio
    • Eclipse IDE for Java Developers
    • Sybase Power Designer
  • Операционные системы:
    • Microsoft Windows
    • Microsoft Windows Server
    • Linux (Debian GNU/Linux)
  • Системы управления базами данных:
    • Microsoft SQL Server
    • Oracle Database
  • Платформы виртуализации:
    • VMWare ESX Server
    • Oracle VirtualBox
  • Сетевые средства и утилиты
    • Сетевой анализатор WireShark
    • Виртуальные частные сети OpenVPN
    • Сканер уязвимостей NESSUS
    • Система обнаружения вторжений Snort
  • Пакеты прикладных математических программ:
    • Scilab
    • Maxima

Образовательный процесс предусматривает обязательное прохождение студентами производственной практики. Основными местами практики студентов ПИ являются:

  • ОАО «НЛМК».
  • ОАО «Сбербанк России».

Выпускающая кафедра АСУ приветствует заключение договоров на прохождение производственной практики по инициативе студентов и с другими предприятиями области, которые имеют в штате профильные отделы автоматизации или информационных технологий.

Выпускники кафедры АСУ высоко ценятся в России и за рубежом. Они успешно трудятся на ведущих предприятиях и в крупных международных компаниях в Липецкой области, в Москве, других городах России, а также в США, Канаде, Швеции, Германии.

Основные места трудоустройства:

  • ОАО «НЛМК».
  • ЗАО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ».
  • ОАО «Сбербанк России».
  • ОАО «Липецккомбанк».

Выпусники-бакалавры ПИ непосредственно после окончания обучения могут занимать следующие должности:

  • Инженер-программист
  • Системный аналитик
  • Специалист IT
  • Специалист по технической поддержке

Как показывает опыт, базовые знания и умения, полученные в процессе обучения на специальности ПИ, объединенные с желанием к саморазвитию и трудолюбием самого выпускника, обеспечивают ему широкие возможности для выбора места работы, достойные условия труда и высокую заработную плату (см, например аналитические обзоры портала SuperJob: «Разработчик Android» – http://www.superjob.ru/research/articles/111141/razrabotchik-android/, «Программист Java» – http://www.superjob.ru/research/articles/110973/programmist-java/).

Однако успешное продвижение по карьерной лестнице в сфере автоматизации и информационных технологий, в особенности переход на руководящую работу в этой области, требует повышения уровня образования, в частности,  получения академической степени «магистр», ученой степени «кандидат наук», а также регулярное прохождение курсов повышения квалификации.

В соответствии с принципами двухуровневой системы образования выпускник-бакалавр имеет возможность продолжить образование в магистратуре. На кафедре АСУ открыта магистратура по направлениям:

  • 230100 «Информатика и вычислительная техника» – МАС
  • 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» – МАП

Действующие на настоящий момент нормативные документы в сфере образования разрешают выпускнику-бакалавру продолжить обучение в магистратуре по любому направлению подготовки при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Таким образом, выпускник-бакалавр ПИ может поступить как в магистратуру 230100 МАС, так и 220700 МАП (как, впрочем, и в любую другую, в ЛГТУ или другом вузе), в зависимости от собственных предпочтений и с учетом планируемого трудоустройства.

После окончания обучения выпускники магистратуры могут продолжить свое образование в аспирантуре при ЛГТУ. На кафедре АСУ работает аспирантура по специальности 05.13.06 «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами»

Областью профессиональной деятельности выпускников является индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.
 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

 

  • программный проект (проект по разработке программного продукта);
  • программный продукт (создаваемое программное обеспечение);
  • процессы жизненного цикла программного продукта;
  • методы и инструменты разработки программного продукта;
  • персонал, участвующий в процессах жизненного цикла.

Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • Аналитическая деятельность:
    • Сбор и анализ требований заказчика к программному продукту.
    • Формализация предметной области программного проекта по результатам технического задания и экспресс-обследования.
    • Содействие заказчику в оценке и выборе вариантов программного обеспечения.
    • Участие в составлении коммерческого предложения заказчику, подготовке презентации и согласовании пакета договорных документов.
  • Проектная деятельность:
    • Участие в проектировании компонентов программного продукта в объеме, достаточном для их конструирования в рамках поставленного задания.
    • Создание компонент программного обеспечения (кодирование, отладка, модульное и интеграционное тестирование).
    • Выполнение измерений и рефакторинг кода в соответствии с планом.
    • Участие в интеграции компонент программного продукта.
    • Разработка тестового окружения, создание тестовых сценариев.
    • Разработка и оформление эскизной, технической и рабочей проектной документации.
  • Технологическая деятельность:
    • Освоение и применение средств автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения программного обеспечения.
    • Освоение и применение методов и инструментальных средств управления инженерной деятельностью и процессами жизненного цикла программного обеспечения.
    • Использование типовых методов для контроля, оценки и обеспечения качества программной продукции.
    • Обеспечение соответствия разрабатываемого программного обеспечения и технической документации российским и международным стандартам, техническим условиям, ведомственным нормативным документам и стандартам предприятия.
  • Производственная деятельность:
    • Взаимодействие с заказчиком в процессе выполнения программного проекта.
    • Участие в процессах разработки программного обеспечения.
    • Участие в создании технической документации по результатам выполнения работ.
  • Научно-исследовательская деятельность:
    • Участие в проведении научных исследований (экспериментов, наблюдений и количественных измерений), связанных с объектами профессиональной деятельности (программными продуктами, проектами, процессами, персоналом, методами и инструментами программной инженерии) в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;
    • Построение моделей объектов профессиональной деятельности с использованием инструментальных средств компьютерного моделирования;
    • Составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров и отчетов.
  • Педагогическая деятельность:
    • Проведение обучения и аттестации пользователей программных систем.
    • Участие в разработке методик обучения технического персонала и пособий по применению программных систем.
  • Организационно-управленческая деятельность:
    • Участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование, программное обеспечение) и установленной отчетности по утвержденным формам.
    • Планирование и организация собственной работы.
    • Планирование и координация работ по настройке и сопровождению программного продукта.
    • Составление частного технического задания на разработку программного продукта.
    • Организация работы малых коллективов исполнителей программного проекта.
    • Участие в проведении технико-экономического обоснования программных проектов.
  • Сервисно-эксплуатационная деятельность:
    • Ввод в эксплуатацию программного обеспечения (инсталляция, настройка параметров, адаптация, администрирование).
    • Профилактическое и корректирующее сопровождение программного продукта в процессе эксплуатации.
    • Обучение и консультирование пользователей по работе с программной системой.

Образовательный стандарт